Ходячий замок [2004]
Howl's Moving Castle
Howl no Ugoku Shiro
ハウルの動く城
Производство: Япония
Жанр: фэнтези, приключения, романтика, драма
Тип: полнометражный фильм, 119 мин.
Премьера: 20.11.2004
Режиссёр: Миядзаки Хаяо
Автор оригинала: Диана Уинн Джонс
Средний балл: 8.8 из 10
Не ошибусь, если скажу, что многие ждали последнюю (в момент написания) работу Хаяо Миядзаки с нетерпением. Перерыв обычно выдерживается ровно столько, сколько надо для создания творения с оттенком шедевральности и для максимального интереса к работе у зрителей. Однако на этот раз всем ожиданиям не дано было оправдаться.
В «Бродячем замке Хаула» Вы увидите весь стандартный набор, свойственный Миядзаки. Волшебство - в данном случае не этническая магия или параллельный мир, населенный духами и божествами, а синтез нашего мира и магии. Хотя магии – сильно сказано, не магии, а именно волшебства. Ибо создавалась для нас сказка, а сказкам свойственно волшебство. Глобальная проблема – на этот раз война. Это всего лишь развлечение в руках умелого кукловода, но серьезность в описании такой огромной игрушки не дает воспринимать боевые действия только как средство от скуки. Любовь – странная, возникающая внезапно и не поддающаяся логике. Такой и должна быть любовь, но в «Бродячем замке Хаула» она как-то совсем не вписывается в повествование, хотя и является одним из главных сюжетообразующих факторов.
Когда-то жила-была волшебница, которая искала себе наследника. И уже почти нашла, как он заключил договор с небольшим дьяволом и перестал нуждаться в учителе. У всего в этом мире две стороны медали – договор обернулся проклятием, забирающем сердце, а учительница затеяла войну только для того, чтобы вернуть нерадивого ученика. Гибнут люди, рушатся города, а ученик все не возвращается, мало того – он пытается в одиночку остановить войну…
Стоит ли оно того? Нет, совсем не стоит. И наставница Хаула – того самого нерадивого ученика – не должна идти на такие жертвы, чтобы что-то доказать ученику. НО она идет… Не женщина – чудовище! У нее нет оправдания! Для сравнения – Юбаба просто действовала по законам мира, где жила, а госпожа Юбоси хотела добра для своих людей – людей, за которых несла ответственность, и которые ей доверяли. И добра так, как она его понимала…
Вот почему в «Бродячем замке Хаула» нет светлого финала, который характерен для Миядзаки. Есть «счастливый конец», обещанный волшебницей по совершенно ничтожной причине, но ей ли стоять в очереди за предлогами для своих поступков? Зло не стало иным, оно просто замаскировалось. Это правильно – так в жизни оно и бывает, но сказочность от этого пропала – в данном моменте… В остальных осталась. Поэтому чувствуется несоответствие одних сюжетных линий другим.
Еще просто странный факт – завязка сюжета строилась на проклятии, которое было наложено на Софи, главную героиню. Постепенно, по ходу событий проклятие исчезает, но внимание на этом не акцентируется – становятся неясными причина и следствие… Зачем насылать проклятие, если оно само проходит?
Вот что идеально, так это графика. Все кадры очень хорошо и четко прорисованы. Герои – оригинальные и классические «миядзаковские». А про фоны и детали и говорит нечего – это вообще визитная карточка студии «Гибли». Получаешь огромное удовольствие от одной только рисовки, что является огромным плюсом «Шагающего замка Хаула». Очень запоминающе изображен сам замок – множество предметов, составляющих единое целое, так и притягивают взгляд. Отличная военная техника. Интересное изображение животных и различных существ – например, ходящего пугала.
Музыка – также замечательная. Композиции саундтрека вполне можно слушать отдельно, и они не покажутся оторванными от аниме. Но сочетание графики и музыки – это почти 90% той атмосферы, что царит во время действия… Остальное и остается персонажам. С одной стороны – это очень хорошо, что так много внимания уделяется таким сторонам, как музыкальное сопровождение и визуализация, но у Миядзаки с этим всегда хорошо, а в других его аниме еще хорошо и с сюжетом, и персонажами…
Герои в «Бродячем замке Хаула» типичные, но это не плохо. У них есть все, что надо для подобных сказок – всепрощение, храбрость, стойкость, романтика. Но сюжетные линии не способствуют раскрытию персонажей, а сводят все к какой-то шаблонности. Нет «изюминки» при отличном качестве – вот главный минус данного аниме.
Добро и зло противостоят – это понятно. Глобальные проблемы решаются. Мы, зрители, учимся добру и пониманию, во всяком случае, видно, что этому нас хотят научить… Но как же нелепо смотрятся некоторые ситуации, а точнее персонажи в этих ситуациях.
Простить зло в лице волшебницы-наставницы – просто невозможно, а прощение нелепой, смешной Ведьмы с Пустыря выглядит вынужденной уступкой идеалам. Главные персонажи играют в игру друг с другом – куда зрители не допускаются. Как иначе объяснить постоянные скачки в возрасте у Софи? Хаул ли ее видит молодой, то есть, воспринимает такой, какая она в истинном обличии? Или же она действительно молодеет?
Способен ли Хаул отречься от своей цели, достижения мира, только из-за изменения цвета волос? Зачем он посылает Софи в отлично продуманную ловушку к наставнице, хотя знает про ее коварство? И, в конце концов, все понимают, что в лице маленького песика приютили шпиона – почему не волнуются?
Не видно возможности для главных героев самим победить – им может помочь лишь случай. Это грустно и совершенно лишает смысла их доброту, понимание и храбрость…
В общем, все в порядке. Все обычные для Миядзаки вещи соблюдены. И Вы получите удовольствие от просмотра.