...
Моды
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22009-03-20 22:04:44
В начале 1960-х в Англии возникло странное молодежное течение – моды. Со временем моды стали одним из самых невероятных явлений молодежной субкультуры Запада. Модом можно быть всегда, главное – постоянно двигаться к чему-то новому. Сегодня наш рассказ о модах, об их взлетах, как это было в 1960-е и 1990-е годы, и роковых ошибках, таких как использование политиками скинхэдов, изначально также вышедших из модовской субкультуры и не имевших никакого отношения к расизму.
Кевин Пирс, крупнейший знаток истории и философии модов:
– Представьте себе: конец 1950-х и вы только-только открыли для себя неведомый материк под названием "модерн-джаз". Все, что вы увидели и услышали, совершенно вас очаровало, душа откликнулась на призыв саксофона, и вы вдруг поняли: столь почитаемые роковые реликвии – это уже вчерашний день. И единственное, что вам теперь остается, – это попытаться найти некий новый облик и новый образ жизни. Что-нибудь неожиданное, отточенное и резкое, словно лезвие бритвы.
Абсолютная аккуратность
Моды – один из самых невероятных и значимых феноменов молодежной субкультуры прошлого века. Впрочем, модом можно быть и сегодня, главное – двигаться своим модовским путем, постоянно вскрывая для себя новые пласты в музыке, одежде, литературе и кинематографе. Большинство молодежных течений основано на протесте – так сказать, на максимализме наших молодых лет, лет бури и натиска. Но протестовать можно по-разному. Можно, как рокеры – выражать себя через неаккуратную одежду и шокирующие привычки и плевать на общепринятые нормы поведения. А можно, как моды – девиз которых "Умеренность и аккуратность", но даже эта аккуратность доводится до некоего абсолюта.
Если говорить об одежде, то исследователи называют это Dressing up, то есть "стиль, доведенный до совершенства". Узкие воротнички рубашек, подогнанные тютелька в тютельку костюмчики, обязательно белые носки и аккуратные прически. Последние деньги тратились на то, чтобы приобрести новейший "писк моды", будь то одежда или мотороллер – основное средство модовского передвижения в отличие от рокеров. Причем облик определялся не только материальными возможностями, была и масса тонкостей, предписывавших, что можно, а что нельзя (например, такая строгость: при определенной ширине брюк расстояние между ними и ботинками должно было составлять полдюйма, а при чуть большей ширине – уже целый дюйм). Малейшая оплошность – и вы превращались во всеобщее посмешище.
Начало
Образ мода, благодаря прессе, вскоре стал действительно модным среди огромного количества подростков и своей массовостью подготовил кратковременное явление, которое в середине шестидесятых назовут "свингующим Лондоном". В 1963–65 годах начинается знаменитое противостояние между рокерами и модами в приморских городах Англии, причем в массовых драках с обеих сторон иногда участвовало до тысячи человек.
Позднее, с выходом на сцену "поколения цветов", полностью поменялись ценностные установки. И на время модовское течение ушло в тень, а точнее – преобразовалось, получив, прямо скажем, извращенные формы.
Ужасная ошибка
Как ни парадоксально, но субкультуру "бритоголовых" ("скинхэдс") было принято считать изначально расистской, даже фашистской. Но это не совсем так. В 1964 году моды, особенно выходцы из низших слоев общества, инстинктивно почувствовали настоящую угрозу своему существованию как обособленной cубкультуры, слишком много влияний было извне. Модовский стиль копировали и приукрашивали тысячи вливаний, и тогда небольшой контингент "настоящих" решил повернуться к массовой культуре спиной и ужесточил имидж. Их стиль, теперь уже Dressing Down, отныне соответствовал агрессивному самоутверждению на улицах больших индустриальных городов: тяжелые ботинки с высокой шнуровкой, широкие штаны на подтяжках или укороченные (закатанные) джинсы, грубые пиджаки, белые майки, бритые наголо головы.
Уже в середине 1968 года скинхэды появляются тысячами, противопоставляя себя хиппи. Как и в наше время, нечистые на руку политики использовали агрессивно настроенных скинов и передвинули всё течение на рельсы расизма и фашизма, что в корне противоречит изначальной культуре скинхэдов. Но такова жизнь. Можно было бы рассуждать, почему так вышло, но это тема отдельного материала. Мы же вернемся к модам.
Новые формы
К 1979 году, когда панк начал сбавлять обороты, интерес к тому, что скрывается за самим понятием "мод", пробудился с новой силой. Во многом это произошло благодаря известнейшему британскому музыканту Полу Уэллеру и группе The Jam.
Модовский субкультурный взлет в восьмидесятые годы принес и новый взлет популярности ямайского ска и блюбита. Восьмидесятые стали для субкультуры модов временем поиска новых форм. В девяностые само слово "мод" уже не поддается точным определениям. Модов стало такое множество, что дать точную характеристику не представляется возможным. Способствовал этому также и музыкальный взрыв в Великобритании, расцвет так называемого бритпопа – музыкального направления, в котором рок-группы (Oasis, Blur)фактически вернулись к ритм-энд-блюзовому саунду модов шестидесятых, только слегка утяжелив и убыстрив звучание, отвечая запросам публики, которой хочется, чтобы музыка была более агрессивной.
Музыка
Какую музыку слушали и слушают моды? В 1960-е это The Who и Small Faces, а также джаз, блюз и ска. Пол Уэллер и The Jam – в семидесятые, ямайский ска – в восьмидесятые, Oasis, Blur, Supergrass и Cast – в девяностые.