Служба доставки Кики
魔女の宅急便 (яп.)
Мадзё но Таккюбин (киридзи)
Kiki's Delivery Service (англ.)
Жанр фэнтези, приключения, драма, романтика
Анимационный фильм
Режиссёр Хаяо Миядзаки
Композитор Дзё Хисаиси
Студия Studio Ghibli
Премьера 29 июля, 1989
23 мая, 1998
10 ноября, 2003
Продолжительность 102 мин.
Портал «Аниме и манга»
Слу́жба доста́вки Ки́ки (яп. 魔女の宅急便, Мадзё но Таккюбин, Kiki’s Delivery Service) — пятый полнометражный аниме-фильм, выпущенный в 1989 году студией Гибли, режиссёра Хаяо Миядзаки. Этот фильм стал четвёртым, выпущенным в широкий прокат этой анимационной студией, а также вторым фильмом Миядзаки по мотивам оригинального художественного произведения. Картина основана на детской книге Служба доставки Кики автора Эйко Кадоно. Сюжет фильма включает только некоторые эпизоды книги и не охватывает всё повествование (период действия в книге — год, а в мультфильме — летние месяцы). Это была первая картина студии Ghibli, выпущенная совместно со студией Уолта Диснея в 1997 году — тогда был произведен дубляж, а затем прошла премьера в США на международном кинофестивале в Сиэттле (23 мая 1998 г.). Картина выиграла Гран-при журнала Animage в 1989 году.
СоздателиАвтор оригинала: Кадоно Эйко
Режиссёр и сценарист: Миядзаки Хаяо
Xудожник-постановщик: Оно Хироси (Ohno Hiroshi / 大野広司)
Дизайн персонажей: Кондо Кацуя (Kondo Katsuya / 近藤勝也)
Композитор: Хисайси Дзёэ
Вокал: Арай Юми (Arai Yumi / 松任谷由実 / 荒井由実) — песни: Rouge no Dengon, Yasashisa ni Tsutsumareta nara
Анимация: Кондо Кацуя (Kondo Katsuya / 近藤勝也)
Кондо Ёсифуми (Kondo Yoshifumi / 近藤喜文)
Оцука Синдзи (Otsuka Shinji / 大塚伸治)
Продюсеры: Токума Ясуёси (Tokuma Yasuyoshi / 徳間康快)
Хара Тору (Hara Toru / 原徹 / 保波順)
Смешанные роли:
Планировщик: Ямасита Тацуми (Yamashita Tatsumi / 山下辰巳 / 山下辰己)
Монтаж: Сэяма Такэси (Seyama Takeshi / 瀬山武司)
Планировщик: Огата Хидэо (Ogata Hideo / 尾形英夫)
Озвучивание ролей
Сэйю:
Такаяма Минами — Кики/Урсула
Сакума Рэй — Дзи-дзи
Тода Кэйко — Осоно
Ямагути Каппэй — Томбо
Като Харуко — Оку-сама
Сэки Хироко — Берта
Иноэ Кикуко — Маки дизайнер
Футидзаки Юрико — Кэтто
Дои Мика — Мать Кэтто
Хаси Такая — Отец Кэтто
Асай Ёсико — Бабушка Кэтто
Нисимура Томомити — Старик с часовой башни
Сайто Сё — Бабушка Дора
Ямадэра Коити — Офицер полиции/Диктор
Цудзи Синпати — Работник отеля
Кагимото Кэйко — Девочка со дня рождения
Оцука Акио — Капитан дирижабля
Тагути Такаси — Человек с кисточкой
Кобаяси Юко — Старшая Ведьма
Сакамото Тика — Малыш
Нобусава Миэко — Кокири (мать Кики)
Миура Койти — Окино (отец Кики)
Сюжет
Кики — 13-летняя ведьма, проходящая обучение и живущая в деревне у своей матери, также ведьмы, изготавливающей целебные средства для местных жителей. Кики достигла возраста, когда по традиции она должна покинуть свой дом и в качестве стажировки провести год жизни в незнакомом городе. Героиня садится на материнскую метлу со своим компаньоном — чёрным котом Дзи-дзи, и, с трудом справляясь с метлой (взлетела и попала в деревья), отправляется в далёкий путь. Один из провожавших внимательно прислушался: был слышен звон колокольчика — значит, с Кики всё в порядке. И вот, Кики и её верный Дзи-дзи летят. Кики попросила кота включить радио. Начинает звучать ритмичная музыка и идут начальные титры. Музыка кончается. Тут Кики и Дзи-дзи встречают другую такую же ведьму, возвращающуюся со стажировки обратно домой. Та ведьма посоветовала Кики побольше работать над своим внутренним духом. Затем она сказала: «Чао!» и резко пошла на снижение. Вдруг прогремел гром и начался сильный дождь. Кики и Дзи-дзи поспешили укрыться. Они влетели в открытые двери в крыше вагона состава, стоящего на станции. В этом вагоне они попали в сетку с сеном для коров, там они выспались и отдохнули. После отдыха Кики и Дзи-дзи вылетели из поезда и продолжили поиски местечка, где они обоснуются. Вскоре их взору открылся прелестный городок, протянувшийся вдоль залива.
Кики доставляет посылку (на метле: кот Дзи-дзи и его котёнок)
(кадр из мультфильма «Служба доставки Кики»)Кики полетела туда. Этот городок назывался Корико. После некоторых трудностей, ей удалось обосноваться и открыть свою небольшую службу по доставке вещей посредством полетов на метле. По мере работы ведьмочке и её коту приходилось сталкиваться с трудностями: им приходилось летать в дождь, после чего Кики заболела, также они сталкивались с неблагодарностью и грубостью клиентов. И помимо всего этого, на плечи юной ведьмы падает груз ностальгии и одиночества.
В этом городе Кики встречает мальчика-ровесника по имени Томбо, которому нравится авиация и сама Кики. Сначала ведьмочка не хочет иметь дело с Томбо, но вскоре они подружились. В то же время кот Дзи-дзи влюбился в местную кошку по имени Лили, которая ему сначала тоже не очень понравилась (показалась зазнайкой). В конце картины можно наблюдать, что впоследствии у Дзи-дзи и Лили родились котята.
Может быть в силу неуверенности в себе, Кики начинает терять способность летать на метле. От этого ей становится страшно, обидно и стыдно. К счастью для себя, Кики знакомится с молодой художницей по имени Урсула, которая уже преодолела кризис подросткового возраста. Урсула подсказывает Кики, как преодолеть страх неуверенности в себе и снова получать радость от жизни.
Кульминация картины наступает в момент, когда дирижабль, вследствие сильного ветра, терпит крушение. Мальчик Томбо оказывается на краю гибели. Вот тогда Кики получает долгожданную уверенность в себе и снова обретает способность летать. Так Кики становится знаменитой. Но, несмотря на это, она пишет домой простое скромное письмо, что у неё всё в порядке, жильё нашла, работать начала.
Когда идут конечные титры, можно видеть продолжение сюжета — Томбо с друзьями и с Кики построили планер на велосипедной тяге; маленькая девочка шла с мамой в костюме Кики и с крохотной метлой; у кота Дзи-дзи и кошки Лили родились котята и Дзи-дзи берёт с собой одного из котят на метлу Кики во время полёта.
Персонажи
Основные
Кики
Кики (яп. キキ Кики?) — тринадцатилетняя юная девочка-ведьмочка, уходящая из родного дома в деревне, чтобы пройти год практики. Явных волшебных способностей у Кики нет, если не брать в расчёт её умение разговаривать со своим другом — чёрным котом и летать на метле (последнее у ней получается ещё не очень хорошо). Кики очень энергичная, независимая, но в то же время ранимая и порой застенчивая. Первые рабочие наброски образа Кики представляли её в виде девочки с длинными волосами (работы Акико Хаяси). Однако, вследствие ряда технических причин, мультипликаторам пришлось выбрать образ Кики с короткими волосами.
Сейю: Такаяма Минами
Дзи-Дзи
Дзи-Дзи (яп. ジジ Дзи-Дзи?) — чёрный кот, друг Кики. Кики и Дзи-дзи умеют разговаривать друг с другом. По характеру Дзи-дзи осторожен, что особо ярко заметно на фоне импульсивности и порывистости Кики. Кроме того, Дзи-дзи не лишён сарказма и доли иронии. В американской версии дубляжа Дзи-дзи озвучивал Фил Хартман (его последняя роль перед смертью).
Сейю: Сакума Рэй
Томбо Копори
Томбо Копори (яп. トンボコポリ Томбо Копори?) — четырнадцатилетний мальчик, живущий в городе, который выбрала для своей практики Кики. Томбо увлечён авиацией и является членом авиакружка, где ребята пытаются делать планеры на мускульной тяге. Томбо стал первым, кто был восхищён способностью Кики летать. Позднее он становится другом Кики, потому что в глубине души был ведьмочке симпатичен. В английской версии дубляжа нельзя точно понять, является ли «Кополи» фамилией или именем мальчика, потому что «Томбо» — это, согласно повести, на японском языке обозначает «летающий дракон».
Сейю: Ямагути Каппэй
Осоно
Осоно (яп. オソノ Осоно?) — владелица маленькой булочной в городе Корико, в котором остановилась Кики. В фильме ясно видно, что она беременна. Осоно была первой в городе, которая оказала Кики внимание и отнеслась к ней с добротой. Отношение Осоно к Кики походит на материнское. Именно Осоно предложила Кики начать работать доставщицей небольших отправлений.
Сейю: Тода Кэйко
Урсула
Урсула (яп. ウルスラ Урусура?) — художница, которой около 18-19 лет. Живёт летом в лесу, в небольшом домике в пригороде Корико. В картине Урсула является для Кики словно «старшей сестрой». Урсула объясняет огорчённой из-за потери способности летать Кики, что такое бывает у всех, даже у неё — художницы, что надо просто пережить этот период упадок сил и поверить в себя, чтобы определить своё предназначение в этом мире.
Сейю: Такаяма Минами
Второстепенные
Булочник
Булочник (яп. ベーカリー Бэкари?) — безымянный муж Осоно. Он высокий, физически развитый и немногословный. Сначала Кики его побаивалась, но впоследствии тоже полюбила, так как Булочник оказался очень добрым и хорошим человеком, несмотря на внешнюю серьёзность.
Сэйю Ямадэра Коити
Оку-сама
Оку-сама (яп. おさま Оку-сама?)[источник?] («мадам» в английском дубляже) — одна из клиентов Кики. Видно, что она очень пожилая и относится к аристократическому роду. Оку-сама страдает артритом. По характеру — добросердечная. Внучка же у неё оказалась неблагодарной и бессердечной — факт, который вызвал у кота Дзи-дзи великое удивление (кот даже молча с отвращением показал язычок в сторону дома внучки).
Сейю: Като Харуко
Берта
Баса (яп. バーサ Ба:са?) («Барса» в японском и английском дубляже) — хозяйка в доме Оку-самы и её подруга. Её имя иногда пишут как «Басса», что является транскрипциею японского произношения имени «Берта».
Сейю: Сэки Хироко
Окино
Окино (яп. オキノ Окино?) — отец Кики. Согласно версии Миядзаки, Окино является профессором фольклора. У него нет волшебного происхождения. Он встретил маму Кики, когда они ещё оба были совсем юными в тот момент, когда мама Кики прилетела в городок на практику. По словам Катсуи Кондо (разработчика образа Окино), он рисовал Окино, основываясь на образе актёров Дэвида МакКаллума и Акиры Терао.
Сейю: Миура Койти
Кокири
Кокири (яп. コキリ Кокири?) — мама Кики. Кокири тоже ведьма и одновременно является изготовителем волшебных травяных настоев для лечения многих болезней. Её волнует то, что Кики недостаточно серьёзна и обучена, чтобы успешно пройти стажировку.
Сейю: Нобусава Миэко
Саундтреки
Kiki's Delivery Service: Soundtrack
Исполнители
Юми Араи
Дата выпуска 25 августа 1989
Записан
Жанр саундтрек аниме
Длительность 41:45
Лейбл Tokuma Japan Communications
Продюсер
Страна Япония
Саундтрек «Служба доставки Кики»
Kiki's Delivery Service: Soundtrack
Музыку к аниме написал японский композитор Хисайси Дзё.
Hareta Hi ni…(On a Clear Day…) — 2:16
Tabidachi (Departure) — 2:53
Umi no Mieru Machi (A Town with an Ocean View) — 3:00
Sota Tobu Takkyuubin (Flying Delivery Service) — 2:09
Pan-ya no Tetsudai (Helping the Baker) — 1:04
Shigoto Hajime (Starting the Job) — 2:15
Migawari Jiji (Substitute Jiji) — 2:46
Jyefu (Jeff) — 2:30
Ooisogashi no Kiki (Very Busy Kiki) — 1:17
Paatii ni Maniawanai (Late for the Party) — 1:07
Osono-san no Tanomigoto… (Osono’s Request) — 3:01
Puropera Jitensha (Propeller Bicycle) — 1:42
Tobenai! (I Can’t Fly!) — 0:46
Shoushin no Kiki (Heartbroken Kiki) — 1:11
Urusura no Koya he (To Ursula’s Cabin) — 2:05
Shimpi naru E (A Mysterious Painting) — 2:20
Bou-Hikou no Jiyuu no Bouken Gou (The Adventure of Freedom, Out of Control) — 1:06
Ojii-san no Dekki Burasshu (The Old Man’s Deck Brush) — 1:59
Dekki Burasshu de Rendezvous (Rendezvous on the Deck Brush) — 1:02
Ryuuju no Dengon (Message of Rouge) — 1:45
Yasashisa ni Tsutsumareta nara (If I’ve Been Enveloped by Tenderness) — 3:09
Награды
1990 год — специальная и популярная награды, как самому популярному аниме фильму, от Japanese Academy.
В том же году награда от Kinema Junpo, как лучшему произведению Миядзаки, как директора.
Так же в 1990 году выигрывает награду на Mainichi Film Concours, как лучший анимированный фильм Миядзаки.
4 сентября 1998 издание «Entertainment Weekly» оценило картину как «Лучшее Видео 1998 года». Программа «Siskel and Ebert» так же дала высокую оценку «Службе доставки Кики», поместив её в ранг наилучших анимационных лент 1998 года.
Не менее удачными были и последующие официальные релизы картины. На сайте «Rotten Tomatoes» «Службе доставки Кики» дали 100-процентную качественную оценку.
Производство
Кики и Дзи-дзи под деревом (иллюстрация Акико Хаяси из оригинального произведения Эйко Кадоно)Как проект, мультфильм «Служба доставки Кики» берёт своё начало весною 1987 года, когда группа «Fudosha» попросила Эйко Кадоно сделать адаптированный сценарий для фильма, который собирались делать Хаяо Миядзаки или Исао Такахата со студии «Гибли». Но в силу того, что Миядзаки был занят производством картины «Наш сосед Тоторо», а Такахата — «Могилой светлячков», пришлось отложить работы по созданию «Службы доставки». В конце концов Миядзаки взял на себя роль продюсера, хотя основная линия фильма ещё не была выстроена. Катсуя Кондо, который работал с Миядзаки над «Тоторо», взялся за разработку основных персонажей. Кроме того, в команду создателей «Кики» был принят Кацуго Ога, который ранее тоже работал с Миядзаки.
Итак, многие вопросы уже были решены, но оставалось определить, кто будет режиссёром картины. Миядзаки был всё ещё занят в работе над «Тоторо». Он лично просмотрел много кандидатур, но так и не решился назначить кого-либо. Тогда Миядзаки решил в очередной раз взять дело в свои руки. В студии Ghibli взяли переработанный сценарий «Кики» от неизвестного автора, но Миядзаки, прочитав его, остался недоволен, так как суть сценария сильно расходилась с его задумками.
Наконец, работа над «Тоторо» была завершена, и Миядзаки смог более плотно приступить к работе над «Кики». Он лично написал сценарий, а поскольку действие картины должно было происходить в выдуманной стране на севере Европы, он и ведущие члены его команды, начали тщательно изучать особенность пейзажей этого региона, чтобы потом использовать их в качестве фонов. Они посетили Стокгольм, Аделаиду и некоторые шведские острова. Архитектура выдуманного города Корико представляет собой «смесь» архитектур городов в Ирландии, Парижа, а также торгового района Гинза в Токио.
Что касается времени действия в картине — этот вопрос был предметом дискуссии почитателей творчества Миядзаки: транзисторный радиоприёмник в руках Кики и чёрно-белые телевизоры показаны образца конца 1950-х годов; в то же время автомобили и некоторые самолёты выглядят из более раннего временного периода (особенно можно отметить, что показанный в начале картины большой аэроплан выглядит весьма похожим на самолёт «Handley Page H.P.42», однако в реальности, все восемь экземпляров данного образца были уничтожены ещё в 1941 году). Впоследствии, данные дискуссии прекратились, когда Миядзаки сказал, что действие картины происходит в 1950-х годах в схожем с нашим параллельном мире, в котором не было Второй мировой войны.[источник?]
По возвращении домой Миядзаки с командой начал разрабатывать концепцию сюжета и особенности персонажей. Миядзаки решил переделать сценарий, чтобы он имел расхождения с оригинальной книгой. Когда об этом узнала автор оригинала Эйко Кадоно, она была очень рассержена — до такой степени, что одно время была даже угроза к закрытию всего проекта картины. Взволнованные Миядзаки и продюсер Тосио Судзуки срочно поехали к писательнице домой и уговорили её съездить с ними на студию. Посетив студию, Эйко Кадоно понравилось то, как относятся мультипликаторы к своей работе и она разрешила им «вольности» в сценарии. Наконец, 8 июля 1988 сценарий был готов окончательно. Тогда же Миядзаки окончательно решил режиссировать картину.
Японская фраза: Majo no Takkyūbin в переводе буквально означает: быстрая домашняя почта, которая представляет собой нечто схожее с японской почтовой службой Yamato Transport, логотип которой тоже представляет собой чёрного кота с котёнком. Директор этой службы очень обрадовался, когда узнал, что Миядзаки собирается делать мультфильм с таким сюжетом и названием. Он много способствовал созданию картины. Миядзаки даже использовал рекламный слоган этой фирмы: «Ведьмина служба доставки черных кошек фирмы Ямато».
Изначально «Служба доставки Кики» планировалась длительностью в 60 минут, но в процессе работы Миядзаки пришлось увеличить её до 102 минут.
Дополнительные факты
Имя пекарни Осоно «Guchokipanya» — игра слов японского языка, состоящая из двух слов: «guchokipa» — знаменитая игра Камень-Ножницы-Бумага и «pan’ya» — пекарня.
Когда Кики впервые прибыла в город, она врезалась в автобус с именем Studio Ghibli — имя студии Миядзаки.
Во всё время изготовления фильма, Миядзаки и его актёры путешествовали в Швецию для тщательного исследования пейзажей для фильма. Фотографии, которые они сделали в Стокгольме и Висби, формируют основной фон вымышленного города Корико. Город также содержит элементы Лиссабона, Парижа, Сан-Франциско и Милана.
Сюжет истории разворачивается в альтернативной Европе 1950-х, где Первая и Вторая мировые войны никогда не происходили. Миядзаки цитировал присловье, что у вымышленного города Корико один берег на стороне Средиземного моря, другой на стороне Балтийского моря.[источник?]
Рисунок Урсулы называется «Корабль, летящий над радугой» и большей частью был нарисован студентами школы для детей с умственными отклонениями.
Диалог во время сцены, когда Кики даёт кофе, изменяет напиток на горячий шоколад в диснеевском выпуске. Это было сделано, потому что в Walt Disney Pictures посчитали неподходящим, что дети пьют кофе. Субтитры видео также упоминают о горячем шоколаде, хотя японский «kohii» (кофе) чётко слышен на саундтреке.
Четырёхмоторный Биплан, который видит Кики, когда летит в Корико, —это реальный самолёт, Handley-Page HP42 — первый четырёхмоторный самолёт. Всего было построено восемь самолетов этого типа, они находились в эксплуатации в 1930-х годах. Позже они были переконструированы для использования военными и все были разрушены в 1941. Но так как события фильма происходят в мире, где не было Второй мировой войны, вероятно, что HP42 мог бы продолжить служить в гражданской авиации.
Имена улиц города были скопированы с тех, которые используются в Стокгольме, например, «Klara Norra Ky» взята с Klara Norra Kyrkogata (Northern Klara Church Street).
Вначале Миядзаки был единственным продюсером фильма. Первый сценарий был написан Nobuyuki Isshiki (Нобуюки Иссхики), и Sunao Katabuchi (Сунао Катабучи) был назначен сделать свой дебют в качестве режиссёра. Но Иссхики вскоре оставил этот проект, потому что Миядзаки был не доволен его сценарием. Миядзаки переписал сценарий вскоре после этого, и в конечном счёте возглавил проект вместе с Катабучи, который стал его помощником.
Диснеевскому релизу 1998 года предшествовал ранний английский дубляж 1990 года, выпущенный «Streamline Pictures» для показа на «Japan Airlines». В этом дубляже Дзи-Дзи был озвучен мужским голосом. Это был очень хороший дубляж, который был приближен к японскому оригиналу больше, чем диснеевский дубляж. До того как Walt Disney Pictures купили права, были и показы на фестивалях в США.
Режиссёры дубляжа, рассмотрев внешний облик кота Дзи-дзи, решили изменить его голос. В оригинальной версии Дзи-дзи озвучивает женщина, а в английской интерпретации кот замяукал мужским голосом. Вероятно, авторы дубляжа подумали, что зритель изначально может принять Дзи-дзи за кошку (по крайней мере до того, момента, когда Дзи-дзи знакомится с кошкой Лили).
В этом фильме было использовано 462 цвета.[источник?]
Несмотря на то, что вся художественная часть осталась неизменной, в английской версии дубляжа имеются некоторые различия с оригиналом. Добавлены некоторые музыкальные дополнения в беззвучных местах оригинала. Дополнительные музыкальные вставки (выполненные композитором Полом Чихара) были взяты из произведения «В пещере горного короля» (из сюиты «Пер Гюнт») Эдварда Грига. Кроме того, были изменены песни в начальных и конечных титрах. Две новые песни «Soaring» и «I’m Gonna Fly» были написаны композитором Сидни Форест.
В японской версии после ряда событий Дзи-дзи навсегда теряет способность общаться с Кики, а в английской версии, в самом конце картины, можно понять, что кот и Кики снова начали понимать друг друга. Однажды Миядзаки сказал, что кот Дзи-дзи — это словно «незрелая сторона» Кики, а то, что она теряет способность общаться с ним — таким образом он, Миядзаки, хотел подчеркнуть тот факт, что Кики становится взрослее, набирается жизненного опыта.[источник?]
Английские субтитры, использованные в VHS, а затем и в DVD-релизах, были не совсем точны по смыслу, но больше подходили под движения рта персонажей. Тем не менее, эти субтитры базировались на оригинальном сценарии. Так или иначе, пришлось немного изменить английскую версию сценария, несмотря на то, что президент студии Ghibli Токума Ясуёси передавал в студию Диснея перевод с оригинала.
В Испанской версии мультфильма Кики была переименована в Ни́ки и, соответственно, мультфильм назывался: «Nicky la aprendiz de bruja», что означает: «Ники — юная ведьмочка-ученица». Этот факт был обоснован тем, что слово «кики» на местном наречии означает: «быстрый секс».
Кинофильм с живой игрой актёров, который будет основан на оригинальном сюжете, планируется выпустить в течение 2009 года.
На студии Уолта Диснея 1 сентября 1998 был выпущен дублированный английский вариант на VHS. Данный выпуск тоже оказался успешным, потому что было продано более миллиона копий.
В английской версии дубляжа 1998 года голос Кики озвучивала Кирстен Данст. Голосом кота Дзи-дзи говорил Фил Хартман (который вскоре был убит своей женой). В конце английской дублированной версии, после титров, имеется надпись: Памяти Фила Хартмана 1948—1998.
Несколько недель спустя на студии Диснея выпустили VHS-версию данной картины с субтитрами и дополнительно оригинальный японский вариант, также с субтитрами. Кроме того, одновремено был выпущен вариант на лазерном видеодиске. Картина на DVD первой зоны была представлена 15 апреля 2003 совместно с мультфильмами «Унесённые призраками» и «Небесный замок Лапута».
Консервативная христианская группа из «Обеспокоенных за Америку женщин» пыталась бойкотировать выход на экраны «Службы доставки Кики», выпустив 28 мая 1998 в прессу статью: «Дисней окунается в японское колдовство». В статье содержался призыв бойкотировать картины Уолта Диснея, объяснявшийся тем, что они, якобы, под видом детских картин, потакая японским аниматорам, стараются разрушить крепкую американскую семью.